Обычно разницу в поколениях консолей можно увидеть. Она измеряется в пикселях и полигонах. Когда мы перешли от NES к Super Nintendo, было несложно заметить разницу между 8- и 16-битными играми Super Mario. Это было также ясно, когда игры развивались для поддержки 3D, а затем и HD-графики. Ваши глаза говорили вам – вот изменения. Все было предельно очевидно. С PlayStation 5 – все не так просто.
Да, игры выглядят лучше, особенно если у вас есть телевизор высокого класса, позволяющий использовать такие функции, как 4K, HDR и 120 кадров в секунду. Но это не тот скачок в графике, который мы видели у прошлых поколений. Напротив, самые большие изменения связаны с тем, как все ощущается.
Игры работают плавнее, загружаются быстрее и все это в кампании с новым контроллером, который еще больше погружает вас с помощью адаптивных триггеров и уточенными вибрациями. Сами по себе каждый из этих элементов уже является хорошим обновлением по сравнению с PS4. Но, когда вы соединяете их вместе, вы получаете такой опыт, который можно описать, как следующее поколение.
Проблема в том, что нельзя просто взять и увидеть новую приставку. Вы должны ее почувствовать.
Большая консоль и интригующий контроллер
Когда дело доходит до дизайна самой консоли, самое очевидное – это ее масштаб. Она не просто крупная, она исторически большая, это одна из крупнейших когда-либо созданных игровых консолей. Ее размеры составляют 390 мм в высоту, 260 мм в длину и 104 мм в ширину. Она настолько большая, что вам придется подумать и распланировать, как она впишется в ваше игровое пространство.
Но дело не только в размере. В то время как многие гаджеты теперь разработаны так, чтобы легко вписаться в наши дома, PS5 идет в противоположном направлении. Эта консоль явно не из робкого десятка. Sony не хочет, чтобы вы прятали ее в шкафу для развлечений, где ее никто не видит. PS5 выглядит как робот-моллюск с двумя огромными белыми панелями.
На одной из них изображен красиво выгравированный логотип PlayStation, а консоль выпускается в двух вариантах с немного разным дизайном: базовая модель за 499,99 долларов оснащена дисководом, который выступает с правой стороны, что придает ей асимметричный вид, а цифровая версия за 399,99 долларов не имеет привод и в результате выглядит целостнее.
Консоль может стоять вертикально или горизонтально с помощью идущей в комплекте подставки. Хотя она и выглядит так, будто сделана из дешевого пластика, подставка держится очень прочно, когда вы крепите ее к консоли. Приятно отметить, что панели съемные, поэтому вы можете относительно легко очистить внутреннюю часть от пыли и волос.
Одна из самых удивительных особенностей PS5 – то, насколько она не только тихая, но и не особо горячая. Это большая разница по сравнению с PS4, которая звучала как реактивный двигатель каждый раз, когда запускалась любая игра. Конечно, PS5 буквально вышла и, вполне возможно, что со временем она станет более шумной. Что касается портов, PS5 имеет три порта USB-A (два на задней панели, один спереди), порт USB-C на передней части приставки, порт Ethernet и порт HDMI 2.1 на задней.
Как бы дико это ни звучало, самое интересное в PS5 – это не сама консоль, а новый контроллер DualSense. Он получил первый серьезный редизайн с тех пор, как Sony представила геймпад с двумя стиками. DualSense немного больше и тяжелее DualShock, но он по-прежнему удобен. Геймпад имеет двухцветный дизайн, который соответствует PS5, а расположение кнопок практически не изменилось по сравнению с PS4, хотя сенсорная панель и задние триггеры стали немного больше.
Между тем кнопка «Домой», ранее представлявшая собой простой круг между стиками, теперь предстает перед нами в виде выгравированного логотипа PlayStation. Геймпад заряжается через USB-C, и он работает примерно 6-7 часов, что сопоставимо с DualShock 4. Это означает, что, как и в случае DualShock 4, вам, вероятно, придется его заряжать регулярно. Но, тем не менее, вы получаете более продвинутый геймпад примерно с таким же временем автономной работы.
Однако большие изменения произошли внутри контроллера. DualSense оснащен новыми адаптивными триггерами с переменным натяжением, обеспечивающими физическое сопротивление в зависимости от того, что вы делаете. В то же время контроллер имеет тактильную обратную связь в виде более утонченных вибраций, которые дают вам лучшее представление о том, что происходит в игре. Это может звучать как простая заманиловка, но, к счастью, PS5 поставляется с той игрой, которая демонстрирует все возможности DualSense.
Игры, которые можно прочувствовать
Каждая PlayStation 5 поставляется в комплекте с игрой Astro’s Playroom. Это, казалось бы, простой платформер от третьего лица с симпатичными роботами, одна из тех игр, что вы ожидаете от Nintendo. Но это не просто «игра», это – опыт, специально разработанный для демонстрации бесчисленного множества функций контроллера DualSense.
Тактильные ощущения очевидны с момента начала игры. Когда вы перемещаете главного героя Астро по кругу, вы можете буквально чувствовать, как ваш герой ходит в ваших руках. Это круто, но, когда вы идете по разным поверхностям, все становится еще интереснее. Трудно выразить словами, но есть некая зернистость, когда вы идете по песку, и удивительно точное ощущение шлепка, когда Astro ныряет в бассейн с водой. В одном эпизоде вы можете почувствовать стук дождя в ладонях, а когда он переходит в ледяной дождь, ощущения становятся более резкими и тяжелыми.
Эти моменты принципиально не меняют, как играется Astro’s Playroom, но они добавляют еще один уровень обратной связи, который еще сильнее погружает вас в игру. Становится еще очевиднее, что вы буквально находитесь в игре, когда большинство тактильных ощущений сопровождается звуками встроенного динамика DualSense. Вы можете закрыть глаза и по-прежнему знать, что идет дождь или ветер, или что мимо вас пролетела летающая машина.
То же самое и с адаптивными триггерами. В большинстве случаев они на DualSense действуют так же, как и на классическом контроллере PlayStation: это обычные кнопки. Но во время определенных действиях они преобразуются. Очевидный пример – когда Astro берет в руки лук и стрелу, и вы можете почувствовать натяжение, когда натягиваете тетиву.
Еще один хороший пример – капсульная игрушечная машина в игре, в которой вы управляете двумя роботизированными руками, чтобы одной рукой дернуть за рычаг, а затем раздавить другой. Каждое действие требует силы: вам нужно нажать немного сильнее, чтобы рычаг опустился, а затем повторить это снова, чтобы раздавить пластиковый контейнер с игрушкой. Это может показаться небольшим дополнением, но оно превращает эти стандартные действия в нечто невероятно удовлетворительное.
В случае с Astro’s Playroom контроллер превращает игру во что-то особенное, нежели простой платформер. Конечно, по одной игре нельзя делать выводы о том, что и в остальных играх будут такие же ощущения. Но есть несколько веских причин полагать, что DualSense (и сама PlayStation 5) сможет привнести что-то новое в игровой опыт.
Во-первых, эта функция – добавочна: разработчикам не нужно кардинально переписывать свои игры, чтобы они работали с новым контроллером, пытаться менять их, как это было с Wii или Kinect. Уже на запуске консоли можно увидеть, что есть игры от сторонних разработчиков, которые используют возможности геймпада по полной.
Во-вторых, помимо того, что добавляет геймпад, PS5 является более мощной машиной по сравнению со своим предшественником. Это проявляется несколькими способами. Первый – визуальный. Если у вас есть подходящий телевизор, PS5 поддерживает до 120 кадров в секунду, 4K HDR и переменную частоту кадров. В некоторых играх даже используется трассировка лучей для более реалистичного освещения.
Отличным примером этого является «Человек-паук: Майлз Моралес», который опять-таки будет доступен в день выхода PS5. Действие игры происходит в Нью-Йорке во время снежной бури, и вы действительно можете увидеть разницу в том, как солнце отражается от обледенелых дорог и стеклянных небоскребов, в более реалистичных отражениях от огней, окон и луж.
Игры также могут работать с более высокой частотой кадров, а в некоторых случаях вам предоставляется выбор, на чем вы хотите сосредоточиться. Например, у Майлза Моралеса есть два визуальных параметра: «производительность», при которой приоритет отдается работе со стабильными 60 кадрами в секунду, и «качество», при которой используются такие функции, как трассировка лучей, но при этом частота кадров снижается до 30 в секунду.
В такой динамичной игре, как «Человек-паук», вы действительно можете почувствовать огромную разницу: сколь бы хороша ни была трассировка лучей, трудно вернуться к ней после того, как вы успели полетать по Нью-Йорку со скоростью 60 кадров в секунду.
В Devil May Cry 5: Special Edition есть аналогичная опция: вы можете включить трассировку лучей, но вы будете предупреждены, что это может повлиять на частоту кадров. Sony также заявляет, что некоторые игры поддерживают 120 кадров в секунду, но для этого нужен либо специальный монитор, либо телевизор с поддержкой 120 Гц, в то время как подавляющее большинство телевизоров имеют только 60 Гц.
В-третьих, помимо производительности, еще одно большое изменение в PS5 – время загрузки. У консоли есть то, что Sony описывает как «сверхвысокоскоростной SSD», и в результате игры загружаются намного быстрее, чем на PS4. «Человек-паук: Майлз Моралес», игра для обоих поколений, может запуститься за 17 секунд на PS5 по сравнению с одной минутой и 27 секундами на PS4. Различия во времени загрузки в разных играх разнятся, но в целом игры на PS5 загружаются гораздо быстрее. Вот несколько примеров (примечание: в этих примерах сравнивается PS5 с базовой моделью PS4):
Игра | PS5 | PS4 |
---|---|---|
Spider-Man: Miles Morales | 17 секунд | 1 минута, 27 секунд |
No Man's Sky | 1 минута, 34 секунд | 2 минута, 52 секунды |
Final Fantasy VII Remake | 35 секунд | 1 минута, 29 секунд |
Genshin Impact | 59 секунд | 2 минуты, 57 секунд |
Ghost of Tsushima | 1 минута, 4 секунды | 1 минута, 10 секунд |
Days Gone | 1 минута, 18 секунд | 2 минуты, 54 секунды |
Death Stranding | 54 секунды | 1 минута, 50 секунд |
PS5 представляет новую функцию, называемую «деятельности», которая позволяет загружать игру из определенной точки прямо из главного меню консоли. Например, в игре с открытым миром, такой как Майлз Моралес, вы можете увидеть все доступные в настоящее время миссии из главного меню PS5 и сразу начать одну из них. Astro's Playroom также позволяет вам запускать игру с определенной стадии уровня.
Обобщая все это, вы просто проводите больше времени, играя в игры, и меньше – в меню или глядя на загрузочные экраны. Это не всегда столь важно, но когда у вас есть всего лишь несколько минут для того, чтобы посидеть за консолью (допустим, у вас есть семья или работа), то такие изменения сразу начинают влиять на ваш игровой опыт. У вас есть лишь десять минут? Никаких проблем – можно сразу загрузить побочную миссию, не тратя время на то, чтобы до нее дойти.
Прямо сейчас это отличная функция, благодаря которой вы скорее запустите игру, нежели потратите 30 минут на Netflix. Но Sony также считает, что супербыстрая загрузка может изменить то, как некоторые игры построены. Например, в Ratchet и Clank: Rift Apart герой перемещается между пространствами.
Также отметим, что играть в игры для PS4 на PS5 – чрезвычайно легко, особенно когда речь идет о цифровых версиях. До тех пор, пока вы авторизованы в PSN, вам будет все доступно: игры, которыми вы владеете в цифровом виде на PS4, будут отображаться в вашей библиотеке и отмечены небольшим значком «PS4». На данных момент, существует очень мало несовместимых, например, VR-спинофф The Last Guardian и Dragon Quest Heroes 2.
Модернизированный интерфейс
В отличие от Microsoft, которая решила сохранить все тот же интерфейс на Xbox, Sony переработала свой пользовательский интерфейс для PS5. Это небольшое, но заметное изменение. С годами на PS4 появлялось все больше элементов, которыми мы не пользовались, в то время как на PS5 все разделено на две категории: игры и мультимедиа. Поначалу все кажется довольно скучным и «голым»: ваши игры стандартно появляются слева, от недавно сыгранных до более поздних, а вся библиотека игр находится в конце списка. И нельзя даже организовать никакие «папки», как это было на PS4.
Но когда вы выбираете конкретную игру, вам предоставляется гораздо больше информации о ней. Здесь вы можете выбрать из доступных «активностей», ранее упомянутой функции, а также прогресса в получении трофеев, последних новостей об игре или просмотреть прямые трансляции этой игры на Twitch и YouTube. В большинстве случаев вы, вероятно, просто нажмете «Играть», но здесь есть несколько полезных фич, особенно для больших игр.
А также есть справочник, связанный с активностями. Когда вы выбираете конкретное действие, к нему может быть прикреплен значок справки, что означает, что вы можете вызвать краткое обучающее видео, которое поможет вам пройти через сложные моменты. Вы даже можете воспроизводить видео, пока находитесь в игре, в стиле «окно в окне». Некоторые игры, например, Demon’s Souls, содержит аж 180 таких видео, что весьма недурно.
Помимо этого есть обновленное главное меню. Теперь, когда вы нажимаете логотип PS на контроллере, в нижней части экрана появляется небольшой оверлей, обеспечивающий быстрый доступ к некоторым более общим функциям. Вы можете проверить свои уведомления, отрегулировать громкость, проверить состояние батареи вашего контроллера или наушников и многое другое.
Как и в случае с PS4, контроллер DualSense имеет встроенную кнопку Share, ее функциональность была немного переработана. Вы по-прежнему можете сразу сделать снимок экрана, удерживая кнопку в течение нескольких секунд. Но быстрое нажатие вызовет новое меню, в котором есть несколько вариантов. Вы можете сделать снимок экрана, записать последние несколько минут игрового процесса, начать запись видео или запустить прямую трансляцию. Вы также можете редактировать и публиковать скриншоты и видео, не выходя из игры. Весь процесс стал гораздо быстрее и удобнее по сравнению с PS4.
В качестве заключения
Физически PS5 представляет собой дерзкое, устрашающее устройство, которое буквально кричит о серьезных изменениях. Но внутри консоли кроются изменения гораздо более утонченные – по крайней мере, сейчас. Это не переход от 2D к 3D или прыжок к HD-качеству. Вместо этого – серия небольших, но все же важных изменений, которые в сумме дают заметно лучший опыт по сравнению с PS4 по всем мыслимым показателям.
Подписывайтесь на T4S.TECH в Telegram. Публикуем новости, обзоры и забавные факты о технологиях.