«Аватар: Путь Воды» — это нечто. Будучи продолжением самого кассового фильма, который был раскритикован за его шаблонный сюжет (и удивительно небольшое влияние, которое он оказал на поп-культуру), новый фильм стал настоящим сюрпризом.
Это масштабная эпопея, отражающая природу семей, наше отношение к миру природы и бесконечную жажду человечества к насилию и грабежу. Поклонникам оригинального фильма часто приходилось оправдываться за высокопарный сценарий Джеймса Кэмерона, но это уже не относится к «Пути воды» благодаря дополнительной помощи Аманды Сильвер и Рика Джаффа (которые оба работали над многими любимой трилогией «Планета обезьян»).
Однако, пожалуй, наиболее впечатляющим является то, что Джеймсу Кэмерону удалось создать лучший фильм с высокой частотой кадров (HFR). Некоторые сцены воспроизводятся со скоростью 48 кадров в секунду, что придает им более плавный и реалистичное чувство по сравнению со стандартными 24 кадрами в секунду. Это приводит к 3D-сценам действия, которые кажутся невероятно захватывающими — временами HFR может заставить вас забыть, что пышная инопланетная дикая природа на Пандоре не реальна.
В отличие от нескольких фильмов с высокой частотой кадров, которые мы уже видели — трилогии «Хоббит», а также «Человека-близнеца» Энга Ли и «Долгой прогулки в перерыве между таймами» Билли Линна — в сиквеле «Аватара» эта технология используется уникальным образом. Вместо того, чтобы использовать HFR на протяжении всего фильма, Кэмерон полагается на него для основных последовательностей действий, в то время как более медленные диалоговые сцены выглядят так, как будто они работают со скоростью 24 кадра в секунду.
Для этого весь фильм фактически работает со скоростью 48 кадров в секунду, в то время как в более спокойных сценах используются двойные кадры, чтобы заставить ваш мозг видеть их с типичной для кинотеатра частотой кадров.
Если это звучит немного запутанно, ваш мозг может иметь аналогичную реакцию при просмотре фильма. «Путь воды» часто переходит от гиперреального HFR к псевдо-24 кадрам в секунду в одной и той же сцене — в какой-то момент я насчитал около дюжины переключений за несколько минут. Это стратегия, которую Кэмерон обсуждал годами. В 2016 году он отметил, что HFR — это «инструмент, а не формат», а позже отверг попытку Энга Ли использовать HFR для всего времени выполнения Gemini Man.
Двойственный подход Кэмерона к HFR обязательно вызовет споры. Даже для тех, кто ценит то, что может предложить технология — нетронутые 3D-сцены без размытия и стробирования — мне потребовалось некоторое время, чтобы привыкнуть к переключению между высокой частотой кадров и съемкой с частотой 24 кадра в секунду. С Gemini Man мой мозг привык к гиперреальности HFR за 15 минут. В «Пути воды» я почти всегда осознано замечал, когда часоста кадров менялась.
Несмотря на отвлекающие изменения формата, кадры «Пути воды» с высокой частотой кадров в конечном итоге сработали для меня. Временами фильм кажется окном в мир Пандоры с захватывающими дух кадрами густых лесов и буйных океанов. Благодаря этому все творения Кэмерона, от огромных летучих рыбоподобных существ, на которых вы можете ездить, до инопланетных китов с развитым языком, выглядят так, как будто они живые и дышащие существа. HFR также работает в тандеме с более современной компьютерной анимацией сиквела, благодаря чему На'ви и их культура кажутся еще более реальными.
За три часа и двенадцать минут просмотра фильма мне в конце концов удалось увидеть, к чему стремился режиссер, даже если его амбиции превышали его возможности.
В переиздании «Аватара» ранее в этом месяце также использовалась комбинация HFR и традиционных кадров (в дополнение к повышению яркости изображения и масштабированию фильма до 4K). Но даже несмотря на то, что эта модернизация сама по себе собрала более 70 миллионов долларов, не было особых дискуссий о том, как она интегрировала кадры с высокой частотой кадров.
Больше шансов, что вы сможете лицезреть «Аватар: Путь воды» именно так, как задумал Кэмерон. Он будет транслироваться в форматах 4K, HFR и 3D во всех кинотеатрах AMC Dolby Cinema и в некоторых кинотеатрах IMAX. Вы, конечно, могли бы посмотреть «Аватара» в 2D, но зачем?
После мучительного просмотра бесконечных фильмов о Хоббитах в HFR я понял, что эта технология была в основном пустой тратой времени, очередным вымогательством денег, которое Голливуд может использовать для повышения цен на билеты. Режиссер Питер Джексон изо всех сил пытался воссоздать магию своей трилогии «Властелин колец», и из-за проблем с производством он также не смог изменить способ съемки фильмов о Хоббите, чтобы учесть HFR. Так что это привело к декорациям, которые выглядели так, как будто они были вырваны из фэнтези-фильмов категории Б, и костюмы, которые, казалось бы, пришли прямо с хеллуинской вечеринки.
Более старательные попытки Энга Ли использовать эту технологию, особенно в боевых сценах в Gemini Man, убедили меня, что у HFR все еще есть некоторый потенциал. Но даже он боролся на этом пути. «Долгая прогулка в перерыве между таймами» Билли Линна — это кинематографическая диковинка, где HFR заставляет медленные диалоговые сцены казаться слишком реалистичными. Gemini были прокляты запутанным сценарием и необходимостью стать высокобюджетным блокбастером Уилла Смита.
«Аватар: Путь воды» извлекает выгоду из творческих неудач всех предыдущих фильмов с высокой частотой кадров. Для многих это будет знакомство с этой технологией, поэтому будет интересно посмотреть, как отреагирует широкая аудитория. Видеоигры и гиперреальные боевые кадры на YouTube сделали видео со скоростью 60 кадров в секунду гораздо более распространенными, поэтому я мог видеть более молодую аудиторию, выросшую на сотнях часов Minecraft и Fortnite, проникающуюся видением Кэмерона.
Всем остальным потребуется больше времени на то, чтобы привыкнуть к такому формату. Что касается меня, то я просто рад, что наконец-то появился действительно отличный фильм с высокой частотой кадров, а не просто техническое упражнение.
Данная статья является переводом статьи с Engadget и была написана Девиндром Хардаваром. Мнение автора статьи может совпадать или не совпадать с мненией нашей редакцией. Фильм может появиться в России в прокате уже на этой неделе, или, как сообщили некоторые кинотеатры, «как только им попадут записи», хотя все еще возникает вопрос, будут ли переданы вышеописанные технологии в кинотеатрах, куда фильм все-таки попадет.
Подписывайтесь на T4S.TECH в Telegram. Публикуем новости, обзоры и забавные факты о технологиях.